Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Инновационный образовательный проект

 

 «Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»  

 

 

 

 

Авторы:

Илясова Е. Е.,

заведующий МБДОУ №52,

Горбатенко А.А.,

старший воспитатель МБДОУ №52.

 

 

 

 

 

2021 год

Содержание

1. Обоснование актуальности проекта

 

1.1.  Предпосылки выбора, актуальность и значимость проекта.

1.2. Педагогическая стратегия разрешения основных проблем и противоречий инновационного проекта.

 1.3.      Основные концептуальные идеи развития творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста в театрализованной среде ДОО.

 2. Основные направления, содержание и этапы реализации инновационного проекта

2.1.  Направления и содержание инновационной деятельности

2.2.  Предполагаемые результаты реализации инновационного проекта

2.3.  Этапы реализации инновационного проекта

2.3.  Управление реализацией проекта

 

                Обоснование актуальности проекта

 

1.1. Предпосылки выбора, актуальность и значимость проекта

В настоящее время педагогика переживает ряд явлений, связанных с изменением целей образования, реализацией задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее

ФГОС ДО), реализацией национального проекта «Образование», внедрением

компетентностного и технологического подхода в образовательную деятельность. Современное образование нацелено на создание условий гармоничного развития личности, учёт её индивидуальности, раскрытие творческого потенциала, формирование позитивных установок к различным видам творчества. Приоритет развития творческих способностей обеспечивает стабильный творческий рост каждого ребёнка, проявление творческих способностей, формирование творческой личности дошкольников. При этом остается актуальной проблема формирования творческой личности, способной самостоятельно ставить цель, находить информацию, осуществлять выбор способов деятельности (индивидуально или с партнерами) и средств для достижения своего замысла, оценивать свой труд.

В содержании п. 1.6.4. ФГОС ДО определена задача по созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Творческие способности (по-другому – творческие потенциалы) закладываются в каждого ребенка от природы, они сугубо индивидуальны. Творчество является единственной природной функцией, раскрывающейся в человеческой деятельности в зависимости от наличия определенных способностей, определяющей успешность в той или иной конкретной деятельности. Помимо этого, креативность является не единым целым, а совокупностью разнообразных способностей, наличие и проявление которых индивидуально и зависит от качеств конкретной личности. Этим обусловлена необходимость для психологов и педагогов воспринимать всех детей как потенциально креативных, чтобы вовремя заметить своеобразие и индивидуальные особенности, креативность личности ребенка и оказать ему необходимую помощь в ее развитии.

Творческая деятельность является необходимым условием развития креативности, а её отсутствие может стать причиной формирования так называемого «нетворческого стиля мышления».

Театрализованная деятельность развивает творческое начало личности,

способную быть инициативной и импровизировать, подходить к проблемным ситуациям с творческой стороны и находить верное решение, применять свои знания и навыки в новых условиях, быть открытой для всего нового и создавать новое и креативное.

Широкое воздействие театрализованной игры в развитии творческих способностей на детей дошкольников, связано с тем, что в ней объединяется литературная (текст), музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов, афиш) художественная деятельность. А значит, активность и творчество проявляются ребенком в трех аспектах. Во-первых, в создании драматического содержания, то есть в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или в сочинении собственного вариативного либо самостоятельно созданного сюжета. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, то есть в умении адекватно и полно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимике, пантомимике, движения, напева. В-третьих, в оформлении собственного спектакля, декораций, афиш, программ.

Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта, как мощный психотрениниг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определенных условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии нравственных, волевых, творческих качеств личности.

Анализ образовательной практики МБДОУ № 52 с. Кулешовка, Азовского района позволяет доказать возможность реализации проекта «Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности» по следующим параметрам.

В детском саду создана развивающая пространственно-предметная среда (РППС) для воспитания, социализации и творческого развития детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Развивающая среда представлена театральной студией - это специально оборудованное помещение для занятий театрализованной деятельностью, способствующая «вхождению» детей в мир театра. Имеется фойе, костюмерная-гримерная. Оборудование и оформление фойе способствует созданию у детей и взрослых эмоционального настроя: интереса к занятию или спектаклю, предвкушения чего-то необычного, волшебного. В фойе размещены афиши прошлых и будущих спектаклей - это работы детей, выполненные в разной технике по теме театрализованных представлений, фотографии детей в костюмах театральных героев. Имеется специальный стенд, где размещается различная информация, например: «Театры Ростовской области» (фотографии с видами театров, репертуар, фотографии известных артистов и др.); «Чем богат театр» (иллюстрации с изображением зрительного зала, сцены, костюмерной и др.), «В гостях у театра кукол» (выставка театральных кукол, изготовленных детьми совместно с педагогами и родителями).

В костюмерной - гримерной происходит таинство преображения маленького артиста через создание игрового образа при помощи грима и костюма. В этом же помещении находятся стойки с костюмами и подставки для масок и париков. Помещение для занятий представлено сценой и зрительным залом. На сцене задник, занавес и свободно передвигающиеся кулисы разных видов. В этом же помещении стоят шкафы имеющие открытый доступ для детей. Шкафы - это «дома», в которых живут куклы необходимые для занятий театрализованной деятельностью.

В каждой группе дошкольной образовательной организации имеется развивающая среда где находятся различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, куклы бибабо и др.). Дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.

Театрализованная деятельность пронизывает все стороны жизни детского сада, театрализованные игры организационно входят во все режимные моменты, непосредственную образовательную деятельность, а также является неотъемлемым компонентом самостоятельной деятельности детей.

Педагогические кадры готовы для реализации проекта «Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности» поскольку педагоги овладели  профессиональными компетенциями для решения задач проекта: 60% педагогов работают над проблемой творческого развития детей дошкольного возраста, 100% педагогов прошли повышение квалификации в 2018 - 2021гг., 70% педагогов являются участниками Всероссийской творческой группы «Р.И.Т.М.» (г. Санкт -Петербург), в рамках которой транслируют свой опыт работы на всероссийском уровне, в том числе по развитию творческой активности детей средствами театрализованной деятельности: 60% педагогического коллектива прошли авторские вебинары по программе «Кукляндия» и технологии «Бусоград» (А.И. Бурениной и М И. Родиной, г. Санкт-Петербург), наблюдается высокая активность педагогов в участии в конкурсах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях по проблемам развития дошкольников. В 202 1 году музыкальный руководитель МБДОУ № 52 Вертий И.И. стала победителем областного конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области». В 2020 году педагогический коллектив дошкольной организации стал победителем Всероссийского смотра – конкурса «Образцовый детский сад 2019-2020» (Приказ № 04/20-ОДСИ от 24 апреля 2020 г. СМ-4885627 г. Москва). В 2021 году МБДОУ № 52   включен в Федеральный реестр «Всероссийская книга Почета» (№ 1120242 г. Москва) на основании предложения органа исполнительной власти Ростовской области от 23.04.2021г. №21/31-6147.

Научная новизна проекта заключается в:

- обосновании принципов проектирования совместных творческих игр детей разного возраста, педагогов и родителей.

- разработке и реализации организационно-педагогических условий эффективного развития творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

- разработке и апробации модели единого образовательного пространства развития творческого потенциала дошкольников на основе социального партнерства и взаимодействия с родительской общественностью.

Практическая значимость проекта заключается в:

- разработке мониторинга проекта по направлениям: мониторинг условий, необходимых для реализации проекта; психолого-педагогический мониторинг детского развития; мониторинг профессиональной компетентности педагогов; степень удовлетворенности родительской общественности деятельностью ДОО в рамках реализации проекта;

- создании развивающей предметно-пространственной среды: мини-сред- «Лего-костюмирование», «Театральный дизайн», «Арт-салоны», «Студия мультфильмов» и др.), создающих «поисковое поле», выступающих способом установления взаимосвязи, диалога театрального искусства и воспитанников, обеспечивающих творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность;

- разработке и внедрению авторской вариативной программы «Ступеньки в творчество», ориентированной на детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающей поэтапное формирование самостоятельной и совместной театрализованной деятельности детей, педагогов и родителей, представленной разделами: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры», «Играем, наряжаемся, выступаем»;

- результатах детского творчества детей: сценарии театрализованной деятельности на основе игровых проектов, мультипликационные фильмы с различными видами анимации (пластилиновая; рисованная, LEGO анимация) созданные в сотворчестве с педагогами, макеты дизайн-проектов, модели театральных костюмов на основе лего-костюмирования и др.

- создании электронного сборника включающего информационный банк методических и дидактических материалов, презентаций по теме проекта, мультипликационные фильмы с различными видами анимации и др.;

- создании методического пособия по итогам работы инновационного проекта по теме «Организационно - педагогические условия развития творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности».

1.2. Педагогическая стратегия разрешения основных проблем и противоречий инновационного проекта

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.А. Венгер, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.). В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина,

Е.А. Медведева, Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др.). Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей.

Театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованные игры – это игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям.

Кроме того, игра – это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни – необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка. Схватывая, отбирая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, дошкольник через игру пополняет свой жизненный опыт. На основе полученных впечатлений у него появляется желание действовать.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, интонацию и жест.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям (А.И. Буренина, А.В. Лесняк, В.В. Синельникова, С.Н. Толмачева, Л.Х. Цеева и др.) включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:

-обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную

синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные,

словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное

эффектом групповой деятельности;

-позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает

участникам высокую степень свободы самовыражения;

-обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;

-обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

-создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

-позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия;

-создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является

значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

Таким образом синтетический характер театрального искусства создает возможности для развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности личности к творчеству (Л.C. Выготский, А.П. Ершова, Э.И. Ильенков, М.В. Колосова и др.). Все вышесказанное подтверждает социальную значимость развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности и вызывает необходимость в создании оптимальных условий для развития творческого потенциала дошкольников в театрализованной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обнаружить ряд противоречий:

- между содержанием и особенностями театрализованной деятельности, позволяющей раскрыть творческие возможности ребенку и педагогическими условиями дошкольной образовательной организации;

- между имеющимся потенциалом театрального искусства в творческом развитии дошкольников и недостаточным его применением в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций;

- потребностью и стремлением педагогов развивать творческие способности дошкольников в театрализованной деятельности и уровнем владения ими необходимыми знаниями и умениями, позволяющими удовлетворить эти потребности и стремления на основе использования современных программ и технологий.

Таким образом, актуальность и востребованность темы проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между предъявляемыми требованиями к системе дошкольного образования, необходимостью ее обновления и недостаточной разработанностью новых форм образовательного процесса в ДОО.

Считаем, что выбранная тема актуальна и значима для развития системы образования, так как она отвечает требованиям общей политики государства в сфере образования и решает проблемы качества современного дошкольного образования.

Педагогическая стратегия понимается педагогическим коллективом МБДОУ №52 как вектор деятельности педагогического коллектива, направленной на эффективное решение задач творческого развития дошкольников средствами театральной педагогики. Педагогическая стратегия определяет комплекс мер, которые позволят разрешить проблемы творческого развития в дошкольной образовательной организации:

- создание системы мониторинга эффективности творческой активности дошкольников средствами театра;

- обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающей творческую активность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и креативность;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации сопровождения дошкольников, применения технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала цифровыми средствами и средствами театрализованной деятельности;

- разработке и реализации содержания авторской вариативной программы «Ступеньки в творчество» для детей старшего дошкольного возраста ;

- создание единого пространства творческого развития ребенка в семье и ДОО, определение путей совершенствования работы в данном направлении;

- расширение ресурсных возможностей (кадровых, материально-технических, методических, информационных и др.).

 

1.3. Основные концептуальные идеи развития личности ребенка дошкольного возраста в театрализованной среде ДОО.

Театрализованная деятельность, наиболее близкая по своей природе сюжетно-ролевой игре ребенка-дошкольника, является одним из наиболее предпочтительных средств воспитания детей, поскольку дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к целостному развитию личности ребенка, интегрировать различные виды художественной деятельности. Специфика театрального искусства-это человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (зрителем и актером). Это создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой личности является результатом творческого процесса. Поэтому концептуальной идеей проекта является развитие потенциально заложенных возможностей и творческих способностей ребенка при помощи театральной педагогики, адаптированной для ее использования в работе с дошкольниками.

В театрализованных играх, этюдах, спектаклях дети учатся чувствовать, понимать другого ребенка, выражать свои эмоции в речи, мимике, движениях, усваивают знания об окружающей действительности. Театрализация позволяет не только развивать и воспитывать, но и корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние, обучает взаимодействию друг с другом и со взрослыми. Театрализованная игра как форма объединяет дошкольников разного уровня развития в совместные занятия, развлечения, праздники.

В театрализованных играх создаются условия для развития эмоциональной сферы детей, а также для воспитания у них нравственно - коммуникативной культуры. Именно воспитание ребенка открытого добру и готовому к творчеству - важная задача данного проекта. В этом процессе задачи саморазвития и самообразования становятся актуальными для всех участников проекта - педагогов и родителей, которые вместе с детьми в процессе организации совместной деятельности детей и взрослых на основе различных видов художественного творчества (театрализации, музицирования, изобразительной деятельности, словотворчества, постановки спектаклей) будут находить для себя новые смыслы, ценности, а также открывать свои возможности, что будет способствовать эмоциональному сближению всех участников образовательных отношений.

Данные положения определили педагогическую стратегию реализации инновационного проекта и пути разрешения проблемы развития творческого потенциала детей в дошкольной образовательной организации средствами театральной педагогики.

Цель проекта: создание организационно-педагогических условий развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

 

 

Задачи проекта:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность;

2. Совершенствование профессиональных навыков педагогов через овладение педагогическими технологиями по развитию творческих способностей средствами театральной педагогики;

3. Проектирование целостной модели процесса поэтапного творческого развития личности дошкольника средствами театрализованной деятельности на основе педагогических технологий;

4. Разработка и апробация авторской вариативной программы «Ступеньки в творчество» по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрального искусства.  

5. Разработка и внедрение управленческих механизмов по созданию модели единого образовательного пространства развития творческих способностей дошкольников.

6. Формирование продуктивной системы партнерства и творческого сотрудничества педагогического коллектива, родительской общественности, социума, направленных на организацию креативной среды развития способностей дошкольников.

Театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

- организации предметно-развивающей среды в ДОО, в том числе и цифровыми средствами, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в развитии творческого потенциала дошкольников;

- повышении уровня профессиональной компетентности педагогов в применении технологий, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольников средствами цифровизации и театральной педагогики;

- систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психологическими особенностями и индивидуальными различиями детей дошкольного возраста;

- сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов в развитии творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности  ;

- расширении системы внешних социальных связей дошкольной образовательной организации по теме проекта;

- оптимизации управленческих, кадровых, материально-технических, информационных ресурсов.

 

2. Основные направления, содержание инновационного проекта

2.1. Направления инновационной деятельности

1. Организационное направление

1.1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития его способностей и творческого потенциала

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды представлено мини –средами:

«Лего-костюмирование - данная мини - среда позволит максимально эффективно создавать и использовать театральные костюмы в работе с детьми, превращая костюмирование в увлекательную игру, совместное творчество по «конструированию» оригинальных сценических образов, индивидуальных костюмов и модных комплектов одежды для детских выступлений и самостоятельной театрализованной деятельности.

Театральный дизайн. Арт-салонЗолотой ключик” - расширит представление детей о видах художественно-творческой деятельности человека, дошкольники познакомятся с трудом дизайнера, у воспитанников обогатится опыт дизайн-деятельности на основе: восприятия – исполнительства и творчества в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями.

Сотворчество детей и взрослых в арт-салоне направлено на изготовление:

-масок (папье-маше, декоративно-оформительская деятельность);

-пальчикового театра (конструирование, аппликация);

-театра кукол (конструирование, аппликация);

-театральных афиш и пригласительных билетов и др.

Роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной дизайн-деятельности ребенка и организации образовательного процесса методом реального сотворчества с педагогом, родителями, другими детьми в разных формах продуктивного взаимодействия.

«Играем, наряжаемся, выступаем» -мини- среда в которой создаются условия, при которых дети с помощью педагога находят способ решения проблемы. На основе использования игровых моделей, дети сочиняют, рисуют, лепят, создают придуманный ими сюжета, а потом продолжают с ним играть в самостоятельной деятельности. Тематикой выступают игры в семейные праздники, игры в путешествия, игры в пересказывание сказок и историй «наоборот», игровые ситуации «Исполнение желаний» и др.

«Студия мультфильмов» - в процессе работы в мультстудии воспитанники знакомятся с видами анимации, доступными для реализации в собственной творческой деятельности: пластилиновая; рисованная (из вырезанных рисованных персонажей); анимационный коллаж (из журнальных картинок-вырезок); LEGO анимация. В мультстудии дети создают мультфильмы на основе театральных представлений, а также собственно придуманных сценариев на основе игровых моделей.

1.2. Создание системы мониторинга эффективности творческой активности дошкольников средствами театра, отбор диагностических методик и разработка карты индивидуальной диагностики показателей творческого развития ребенка средствами театрализованной деятельности

При организации и проведении педагогической диагностики определяются методы: наблюдение за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности; свободное общение с детьми, индивидуальные беседы; творческие задания с целью определения степени сформированности художественно-творческих способностей. 

Для выявления уровня творческих способностей в театрализованной деятельности мы ориентируемся на критерии В. Синельникова и В. Кудрявцева:

1) способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия;

2) реализация воображения и фантазии; способность видеть целое раньше частей;

3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений;

способность к преобразованию в условиях нестандартной ситуации, в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

На определение данных показателей развития творческих способностей нацелены методики: «Солнце в комнате», «Складная картинка» и «Как спасти зайку».

2. Проектное направление

Проектное направление направлено на формирование системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей успешность индивидуализации и личностный рост каждого ребенка:

▪ поддержка активного отношения ребенка к окружающему миру, направление его энергии в конструктивное русло;

▪ интеграция разных видов детской деятельности с театрализованной деятельностью;

▪ создание мотивации к развитию и воспитанию средствами театрализованной игры;

▪ выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий развития творческих способностей детей, в том числе с участием социальных партнеров;

▪ формирование навыков позитивной коммуникации между всеми участниками образовательного процесса как основы психологически комфортной образовательной среды детского сада.

2.1. Проектирование театрально- педагогических технологий развития творческого потенциала ребенка.

К педагогическим технологиям творческого развития воспитанников относятся:

- проектная технология;

- технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности;

- арт-технология;

- технология детского дизайна;

- цифровые технологии (технология создания мультфильма как средства развития творческих способностей дошкольников);

- игровые технологии. 

Проектная технология осуществляется в деятельности и предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду (Н.Е. Веракса). Использование педагогическим коллективом проектной технологии успешно зарекомендовала себя в контексте реализации программы от «От рождения до школы» (Н.А. Веракса и др.). В связи с чем в основу реализации поставленных задач проекта педагогический коллектив взял на вооружение проектную деятельность.

Универсальность метода проектов позволяет осуществлять в ДОО сетевое взаимодействие с семьями воспитанников и социумом через реализацию проектов, направленных на развитие творческих способностей дошкольников в том числе средствами театрализованной деятельности.

Использование проектной технологии планируется также использовать в процессе создания мультфильмов в мультстудии. Проектная деятельность с детьми 6–7 лет выстраивается по плану, и каждый этап, открытый для творчества, даёт возможность поддержать детскую инициативу и самостоятельность.

Технология детского дизайна. Дизайн (ит. disegno – замысел, намерение, модель, шаблон, композиция) – это художественно-проектная деятельность,

направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайнерская деятельность детей старшего дошкольного возраста – это область художественного проектирования объектов и направление художественного воспитания, включающая в себя элементы рисования, лепки,

аппликации, конструирования и художественного труда, в процессе которой в условиях реализации проекта детьми в сотворчестве с педагогами и родителями будут создаваться театральные куклы, декорации к спектаклям, костюмы, атрибуты к театрализованным представлениям в условиях реализации творческих дизайн-проектов (арт-салонов).

На выбор детям предлагается серия дизайн-проектов: «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Хрустальная шкатулка» (дизайн театральных аксессуаров), «Золушка» (дизайн театральной одежды), «Кот в сапогах» (дизайн обуви к театральным спектаклям-сказкам), «Красная шапочка» (дизайн театральных головных уборов), «Русалочка» (дизайн причесок, театральный грим).

Следует выделить основные педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания дизайн-деятельности:

- разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности; гибкая интеграция разных видов художественно-творческой деятельности;

- подготовка каждым ребенком или группой детей в процессе дизайн-проекта конкретного продукта – результата индивидуальной или коллективной деятельности;

- наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной дизайн-деятельности ребенка и организации образовательного процесса методом реального сотворчества с педагогом, родителями, другими детьми в разных формах продуктивного взаимодействия.

Технология развития изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционных (неклассических) техник изобразительной деятельности разработана с целью развития эстетической восприимчивости, эмоциональной отзывчивости, обеспечения условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности воспитанников и формирования их потребности в творческой активности. Технология развития изобразительной деятельности ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения (И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

Опыт использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в контексте реализации проекта будет представлен по оформлению фойе, где будут размещаться афиши прошлых и будущих спектаклей, выполненных детьми в разной технике по тематике театрализованных представлений, а также созданию пригласительных билетов и программок, декораций к спектаклям и театрализованным представлениям.

Арт-технология. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя до настоящего времени используются не полно. В зарубежной и отечественной литературе обращается внимание на то, что использование театрализованных игр способствует активности детей и обеспечивает их внимание, что способствует сознательному усвоению учебного материала. Поэтому в процессе обучения по мнению психологов должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры в которых дети воображают себя кем -то, теневой театр, а также мимика и жесты в песнях (А.Н. Граборов. Е.Б. Аксенова, Е.А. Медведева и др.). В своих работах А.И. Буренина отмечает, что использование, например, театральной куклы является своеобразной ширмой для ребенка, у которого много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий и т.д.) Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле и такое воздействие педагога будет более мягче и корректнее.

Учитывая то, что МБДОУ №52 имеются группы компенсирующей направленности педагоги применяют арт-технологию с целью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, высвобождением её скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения проблем воспитанников. В данном контексте нами будет использоваться технология «Бусоград» (М.И. Родиной). Игры-занятия с бусами объединяются единой сюжетной темой, которая зависит от содержания сказки или театрализованной игры. Играя с бусами, дети сочиняют свои сказки, а потом обыгрывают их в мизансценах спектаклей и самостоятельной деятельности.

Цифровые технологии. Освоение медийных, информационно-коммуникационных технологий эффективнее осуществляется через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей, например в процессе создания мультфильмов. Суть художественно-творческой деятельности по созданию мультфильмов заключается в синтезе полученных знаний, умений во всех образовательных областях. Предпосылками для обогащения образовательной среды ДОО является использование проектной информационно-мультипликационной деятельности, в которой дети будут приобретать новые компетенции: создание сценария на основе моделирования игровых ситуаций и разработка мультфильмов на его основе.

Игровые педагогические технологии в первую очередь учитывают индивидуальное развитие детей и направлены на личностно -ориентированное взаимодействие с ребёнком. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов по организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода в процессе которого обеспечиваются основные этапы:

- мотивация к игре;

- определение темы и цели игры;

- выбор игровых средств и распределение ролей;

- апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (проигрывание различных вариантов); достижение игровой цели;

- осознание результатов игры.

Деятельностный метод является одним из ключевых в концепции современного развивающего обучения (А.Л. Леонтьев). Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний в объяснительно иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы. Поэтому целью игровой развивающей технологии является проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка через общение, театрализованную игру и другие формы активности. Реализация данной цели будет способствовать разработке детьми старшего дошкольного возраста сценариев к театральным постановкам на основе игровых ситуаций, мультипликационных фильмов, детских книг-картинок по литературным произведениям, конструирование театральных костюмов на основе лего-костюмирования как продуктов детской творческой деятельности.

Овладение педагогическими технологиями по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности является условием совершенствования профессиональных навыков педагогов ДОО.

2.2. Разработка и апробация программы «Ступеньки в творчество», направленной на развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Цель программы - создание оптимальных условий для развития у детей творческих способностей средствами театрализованной деятельности

Программа включает - 4 модуля:

Модуль 1. «Театральная игра» направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Игровой тренинг способствует развитию сенсорной сферы, базовых психических процессов, выразительной пластики, творческих способностей дошкольников.

Модуль 2. «Ритмоптастика», включает ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Модуль 3. «Культура и техника речи», объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В модуль включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; на дикцию и интонацию; творческие игры со словом.

Модуль 4. «Основы театральной культуры», направлен на овладение детьми элементарными знаниями и понятиями в области театрального искусства; знакомство с разными видами театрального искусства; рождением спектакля; театром снаружи и изнутри; культурой зрителя в театре.

Модуль 5. «Играем, наряжаемся, выступаем» предполагает проектирование совместной игровой деятельности с детьми и их родителями в условиях современного детского сада, в разновозрастных группах и в работе с детьми с ОВЗ. Привлекая внимание родителей к театрализованной деятельности детей, включая их в образовательный процесс в контексте программы «Ступеньки в творчество» способствует возрождению семейной традиции устройства домашнего театра.

3. Разработка и внедрение управленческих механизмов по созданию модели единого образовательного пространства развития творческих способностей дошкольников.

Цель: создание единого образовательного пространства развития творческого потенциала дошкольников.

Осуществление цели обеспечивается комплексом взаимосвязанных задач:

  • формирование концептуальных основ модели;
  • построение инновационного содержательного пространства основного и дополнительного образования воспитанников на основе интеграции образовательных областей, творческих проектов, а также взаимодействия педагогов, детей, родителей и социума;
  • оптимизация управленческих, кадровых, материально-технических, информационных ресурсов.

Контроль и руководство педагогическим процессом:

-анализ и корректировка проводимой работы на основании полученных данных;

- мониторинг условий, необходимых для реализации проекта;

- психолого-педагогический мониторинг детского развития и развития творческого потенциала детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- уровень освоения ООП и АООП воспитанниками;

-оценка качества образовательного процесса на основе принципов открытости, коллегиальности;

 -мониторинг профессиональной компетентности педагогов;

 -степень удовлетворенности родительской общественности деятельностью образовательной организации, в том числе по проблематике реализуемого проекта:

 -заслушивание отчетов творческой группы.

2.2. Предполагаемые результаты реализации инновационного проекта

В отношении организации образовательного процесса:

- создание организационно -педагогических условий по созданию единого образовательного пространства развития творческого потенциала дошкольников;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды и цифрового

пространства ДОО для развития творческого потенциала дошкольников;

- разработка и внедрение модели развития творческого потенциала дошкольников в процессе освоения содержания инновационного проекта на основе технологической модели ДОО;

- система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через интеграцию основного и дополнительного дошкольного образования при тесном взаимодействии с семьей и социумом;

- создание электронного сборника включающего информационный банк методических и дидактических материалов, презентаций по теме проекта, мультипликационные фильмы с различными видами анимации созданными детьми в сотворчестве с педагогами и др.;

- создание методического пособия: «Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности»;

- разработка средств трансляции в образовательную практику результатов

реализации проекта через внедрение интерактивных форм реализации проекта (панорама педагогических идей, неделя профессионального мастерства, фестиваль, мастер-класс  и др.)

В отношении воспитанников:

- развитие творческого потенциала дошкольников, проявление инициативности и самостоятельности;

- расширение возможностей участия воспитанников в проектах, позволяющих

развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста средствами театральной педагогики;

- повышение уровня освоения ООП и АООП ДОО;

В отношении педагогов:

- профессиональный рост педагогов через овладение педагогическими технологиями по развитию творческих способностей цифровыми средствами и средствами театрализованной деятельности;

- создание банка методического сопровождения проекта; 

В отношении родителей:

- вовлечение родителей в образовательное и информационное пространство ДОО как заинтересованных партнеров в рамках реализации инновационного проекта;
    - повышение компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей ребенка.

 

Риски и их минимизация

 

№ п/п

Предполагаемые риски               

Пути решения

 

1

Недостаточная осведомленность педагогов об особенностях развития творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности

Повышение квалификации педагогов;

-организация консультативной поддержки педагогов в области повышения профессиональной компетентности.

2

Недостаточная мотивация отдельных педагогов к инновационной деятельности, к нововведениям

Моральное и материальное поощрение педагогов в рамках стимулирующей системы оплаты труда;

-реализация творческого потенциала, повышение профессионального статуса, аттестации педагогов

3

Отсутствие поддержки со стороны родителей воспитанников, некомпетентность в вопросах развития творческого потенциала средствами театра.

 

-Информирование родителей;

Повышение педагогической культуры родителей;

Организация совместных мероприятий;

Привлечение родителей к оценке деятельности ДОО.

4

Широкий спектр деятельности для педагогов может повлиять на качество образовательных услуг

-рациональное распределение обязанностей в коллективе

 

 

2.3. Этапы реализации инновационного проекта

 

Этапы

Содержание этапов

Промежуточные результаты

1 Этап. Организационно-подготовительный.

январь – 2022 г.

Цель: создание условий, обеспечивающих реализацию проекта

 

Определение целей и приоритетов проекта, анализ кадровых и средовых ресурсов

ДОО для реализации проекта.

Определение критериев и показателей

ожидаемого результата.

 

 

Детализация проектного задания через создание дорожной карты реализации проекта

Определение членов проектной группы,

распределение функций, полномочий и

запланированных видов деятельности по выполнению проекта.

Определение научно- методического обеспечения проекта

Разработка механизма реализации проекта.

Определение этапов и контрольных точек проекта.

Выявление возможных рисков, связанных с реализацией проекта и разработка способов их предотвращения.

Расчет количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта.

Согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования.

Определение системы мониторинга результатов проекта, форм внедрения.

Наличие пакета нормативно-правовой документации. Размещение документов на сайте ДОО. Положение о деятельности творческой группы.

Наличие пакета программно-методических материалов. Аналитическая справка

ресурсов и нормативно-

правового обеспечения.

 

Определение основных идей по реализации инновационного проекта цифровыми и театрализованными средствами.

Создание проектной группы и определение направлений инновационного проекта.

Определение содержательного контента и результатов проекта.

Разработка модели мониторинга (цели, задачи, показатели эффективности, фонды оценочных средств и др.) развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

2 этап. Основной Сентябрь2022г.-декабрь 2024 г.

Цель: практическая реализация проекта

 

Создание педагогических, средовых, методических и цифровых условий реализации проекта. Определение конечного продукта проекта.

Разработка Дорожной карты реализации проекта.

Разработка модели единого образовательного пространства развития творческого потенциала дошкольников

 

Разработка модели мониторинга (цели, задачи, показатели эффективности,

фонды оценочных средств и др.) развития

театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

Карты индивидуальной диагностики

творческого развития ребенка средствами театрализованной деятельности

 

Авторская программа «Ступеньки в творчество»

 

 

 

 

 

Решение возникающих проблем в реализации проекта управленческими

механизмами.

Управление изменениями, вносимыми в план реализации проекта.

 

Модель развивающей предметно-пространственной среды.

Дорожная карта реализации проекта.

Модель единого образовательного пространства развития творческого потенциала дошкольников как среды креативности на  основе социального партнерства и взаимодействия с родительской общественностью.

Программа мониторинга

развития творческого потенциала дошкольников средствами   театральной педагогики

Диаграмма показателей

эффективности развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.  

Содержание авторской программы «Ступеньки в творчество»

 

 

 Управленческие механизмы взаимодействия с родителями и социальными партнерами  Модель взаимодействия с родителями воспитанников и социальными партнерами по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности.

3 этап.

Заключительный завершающий - январь-2025г.

декабрь-2025г.

Цель: подведение итогов реализации проекта, трансляция педагогического опыта

 

Обобщение опыта по внедрению проекта.

Оценка удовлетворенности участников

реализации проекта.

Оценка приобретенного опыта в решении задач по развитию творческих способностей дошкольников

Определение перспективных направлений работы по внедрению программы «Ступеньки в творчество

в образовательную практику дошкольных образовательных организаций

Трансфер результатов реализации проекта в образовательное пространство района и региона

Определение перспективных линий в совершенствовании содержания и

реализации проекта.

Итоговый отчет о результатах внедрения проекта

 

  

Статьи по обобщению

инновационного опыта.

Электронный сборник методических и дидактических материалов, презентаций по теме проекта, мультипликационные фильмы с различными видами анимации, модели театральных костюмов на основе лего-костюмирования);

- Методическое пособие: «Организационно- педагогические условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Средства трансляции в образовательную практику результатов реализации проекта через внедрение интерактивных форм реализации проекта (панорама педагогических идей, неделя профессионального мастерства, фестиваль мастер-классов и др.)

 

2.4. Управление реализацией проекта

Управление реализацией инновационного

образовательного проекта

 

Направления работы

1

Создание ресурсов

1.1.

Организационное обеспечение

1. Определение перечня функций управления проектом

2. Распределение функций управления между организаторами проекта

3. Проведение инструктирования и обучения должностных лиц.

4. Внесение изменений в структуру управления ДОО.

5. Организация работы должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта (распределение поручений, заданий, контроль за исполнением).

6. Организация работы (подготовка заседаний, организация исполнения решений).

1.2.

Информационное обеспечение

1. Создание информационного банка в вопросах развития творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной (сбор, систематизация, хранение).

2. Накопление информации об издании новой методической и учебной литературы по развитию творческой активности дошкольников средствами театральной педагогики

3. Определение состава педагогов, участвующих в реализации проекта, групп дошкольников, с которыми будет апробироваться модель образовательного процесса.

4. Информирование родителей о целях, задачах, содержании проекта инновационной деятельности.

5. Информирование педагогического коллектива о ходе разработки и реализации проекта.

1.3.

Кадровое обеспечение реализации проекта

  1. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов.
  2. Создание траектории непрерывного образования педагогов через использование интерактивных форм (фестиваль мастер-классов, неделя профессионального мастерства, панорама педагогических идей, заседание группы технологов и др.)
  3.  Повышение профессиональных компетенций через овладение современными цифровыми технологиями, мотивация педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникативными технологиями в рамках проекта.
  4.  Обобщение педагогического опыта, разработка мер по его распространению

через различные формы: курсы повышения квалификации, конференции, фестивали, конкурсы различного уровня.

1.4.

Оценка разработчиков, участников реализации проекта.

1. Разработка нормативных показателей для оценки, методик сбора информации, процедур оценивания кадров.

2. Разработка нормативных документов.

3. Организация текущей и итоговой оценки.

4. Подготовка кадров к участию в районном, областном профессиональных конкурсах.

6. Внесение в совет педагогов предложений о поощрении педагогов.

1.5.

Научно - методическое обеспечение

1. Подача заявок в издательства на приобретение методической литературы по теме проекта.

2. Выявление потребности в научно-методических разработках.

3. Разработка методического пособия, электронного сборника по теме проекта

4. Распределение обязанностей и объема методической работы между членами творческой группы, отдельными педагогами.

5. Контроль за процессом разработки.

6. Организация и проведение экспертизы (оценки), апробирования методических разработок в условиях реализации проекта

1.6.

Нормативно- правовое обеспечение

1. Согласование нормативно- правовой базы введения новшеств с вышестоящими органами управления образования.

2. Формирование нормативно-правовой базы: приказы, распоряжения, положения, рекомендации.

3. Внесение изменений в действующую нормативно - правовую базу работы ДОО  (разработка локальных актов, регламентирующих реализацию проекта).

1.7.

Материально- техническое обеспечение

  1. Разработка изменений материально - технической базы ДОО, оснащение цифровыми образовательными ресурсами, приобретение необходимого оборудования.
  2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм пребывания детей в ДОО, технике безопасности при реализации проекта.

1.8.

Финансовое обеспечение

1. Планирование финансирования проекта: определение бюджета по статьям заработной платы, обучение кадров, приобретение материально- технических средств, стимулирование труда, рост мотивации педагогов к реализации проекта.    2. Поиск источников и заключение договоров по финансированию проекта.

3. Осуществление контроля за расходованием средств.

2.

Управление проектом

 

1. Анализ возможностей для разработки и реализации проекта.

2. Организация разработки проекта.

3. Разработка стратегии и поэтапных планов реализации проекта.

4. Согласование планов реализации проекта с ООП ДО. 

5. Построение инновационного содержательного пространства основного и дополнительного образования воспитанников на основе интеграции образовательных областей, творческих проектов, а также взаимодействия педагогов, детей, родителей и социума;

6.Управленческие механизмы взаимодействия с родителями и социальными партнерами.

 7.Информационно-аналитическое сопровождение проекта, отслеживание эффективной его реализации.

 

Контакты

346779, Российская Федерация, Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Пролетарская, 17-Б



matreshka52@yandex.ru


matreshka52.ru

Статистика

Все статьи398


Категории63


Фотоальбомы199


Изображения1673


Документы642


Видео130


Презентации18